Когда мы точно называем стиль, в котором выполнена мебель, как правило, это будет что-то из стилей ретро или один из классических.
Было время, когда мебель создавалась специально под тот или иной интерьер. Так появлялся ансамбль, единственный в своем роде. О нем мог не знать никто, или он мог быть у всех на виду, о некоторых слагались легенды. Сегодня, если есть возможность воссоздать некоторые из тех интерьеров, какими они были задуманы, то это большая удача, в результате — музейный артефакт. В каждом из таких интерьеров находились сиденья, кровати, сундуки, столы, канделябры, привезенные или сделанные местными мастерами. Английская мебель эпохи Стюартов и французская эпохи Людовика XIV имеют ряд характерных отличий. И все же стиль и той, и другой — барокко XVII века.
Романский и готический, стиль ренессанс, барокко, рококо, классицизм, бидермейер, модерн — в истории и теории искусства их еще называют художественными стилями. Знатоки художественной мебели знают несколько десятков мебельных стилей от стиля королевы Анны до стиля эпохи грюндерства и уж, конечно, не спутают мебель в стилях регентства во Франции (XVIII век) и ридженси в Англии (XIX век).
В наши дни мебель в том или ином стиле или антиквариат, то есть настоящая старинная мебель, или ретро, когда современный производитель, как правило европейская фирма, сознательно идет на воспроизведение в предметах элементов, хорошо известных по классическим образцам.
С закатом эпохи модерна (1900-е годы) завершается история классических стилей и классического искусства. Изобретение фотографии, кино, патефона окончательно и бесповоротно сделали массового потребителя одним из главных героев ХХ века. Вместо оппозиции «художественная мебель — бытовая мебель» стала актуальной проблема: «массовая мебель — стильная мебель». Иногда противопоставляют массовой мебели дизайнерскую, что с точки зрения истории дизайна не совсем верно, так как только профессиональный дизайнерский проект будет признан всеми без исключения (как в случае с венским стулом фирмы «Братья Тонет»). По всем законам дизайнерская мебель со временем должна превратиться в массовую. Кроме того, и массовая, и дизайнерская мебель изготавливается на производстве.
Дизайнерская мебель ХХ века — это стильная мебель. Стильная — не означает принадлежность тому или иному стилю. Стильная мебель, во-первых, должна быть выполнена из самых новейших материалов с применением современных технологий. Во-вторых, стильная мебель очень дорогая. В-третьих, мебель должна воплощать модные, последние тенденции. О них знают, например, завсегдатаи ежегодного Миланского мебельного салона.
Шезлонг Росса Лавгроува (2000), кресла серии «Фельтри» (1989) Гаэтано Пеше — примеры стильной мебели. Подобная мебель — вне стиля. Шезлонг Корбюзье 1920-х годов (объекты по этому проекту, выполненные в наши дни фирмой CASSINA, можно видеть и в магазинах Нижнего Новгорода) неплохо смотрелся в спальне махараджи Индора в 1930-е годы, хорош он и в петербургской квартире, и в современном японском доме.
Когда Корбюзье, Эйлин Грей, Марсель Брейер, Жак Эмиль Рулльманн, Пьер Шаро проектировали свою мебель в 1920-1930-е годы, существовало множество стилевых направлений, отнесенных современными исследователями к стилю Ар Деко. Это остроумный выход из ситуации, когда художественные стили тех лет — конструктивизм, функционализм, «интернациональный» стиль — испытывали мощное влияние стилей дизайна.
С тех пор стили мебели «подчиняются» стилям дизайна, которые, повторюсь, совсем не то же, что художественные стили. И совершенно не то, что называют стилями современного интерьера. Правильней было бы стили в современном интерьере.
Пример. Кресло Swan по проекту Арне Якобсена (1957) и табурет Butterflay (1956), придуманный Сори Янаги — объекты скульптурного стиля в дизайне. И тот и другой объекты великолепно чувствуют себя в современных интерьерах стиля контемпорари. Кресло Vassiliy Брейера (конструктивизм, 1925) неплохо выглядит сегодня в интерьере «городской шик». Кто-то любит диссонансы — настоящую церковную готическую мебель в пентхаусе (урбанизм), сочетание элементов традиционного японского интерьера и конструкций и материалов индустриального цеха.
Иногда стиль мебели и стиль в интерьере «поют в унисон» — таковы стили дзен, хай-тек, кантри, минимализм, деко. Но тогда человеку не дозволено пребывать в обыденности, он должен разучить «свою партию» и ее придерживаться (поведение, образ жизни, внешний вид дома, уровень вещей и производителей). Это не у всех получается — соответствовать интерьеру.
Иногда, чтобы подчеркнуть вкусовые пристрастия, при выборе мебели пользуются словами «классика», «модерн», «авангард». Скорее всего, имеют в виду соответственно традиционные, современные и необычные дизайнерские решения. Вообще-то несколько досадно, ведь за каждым из названных терминов — один из роскошных художественных стилей, строго определенный историческим периодом. Но такое уж время: проще использовать хорошо понятное слово для определения тенденции, нежели рискнуть зафиксировать стилистические изыски, некоторые из которых — гламур, фьюжн, гранж, романс, кич, винтаж.